Хмельницкий мобильный портал
  Главная :: Карта сайта :: Форум :: Доска объявлений :: Мобильные технологии :: Телефоны
  Навигация
 
Главная
Форум
Карта сайта
Все статьи
Каталог файлов

 

  Мобильные телефоны
 
Alcatel
Fly
LG
Motorola
Nokia
Panasonic
Pantech
Philips
Sagem
Samsung
Siemens
SonyEricsson

 

  Мобильные технологии
 
SMS
MMS
EMS
Передача данных
HSCSD
WAP
GPRS
I-mode
IMEI
EDGE
Bluetooth
GPS
Java
сети 3G
UMTS
WLAN
VoIP
MExE

 

  Стандарты связи
 
GSM / eGSM
IMT-MC 450
CDMA / WCDMA
NMT
AMPS / DAMPS
DECT
TETRA

 
  Мобильные операционки
 
Windows Mobile
Symbian
Palm OS

 



I-mode

i-mode - это служба мобильного Интернет-доступа (аналог европейского WAP).
В i-mode многие функции реализованы намного лучше, чем привычный GSM/GPRS + WAP.


i-mode - это полноцветный интернет-сервис сервис для сотовых телефонов, с постоянным (всегда онлайн) соединением с интернет, основанный на пакетной коммутации. Этот сервис предлагается компанией NTT DoCoMo (Nippon Telephone and Telegraph DoCoMo).

Название DoCoMo появилось в апреле 1991 г. "Doco mo" означает на японском языке "повсюду, где вы бываете", и одновременно DoCoMo представляет собой акроним выражения "Do Communication Over the Mobile Network" - "общайся по мобильной сети"). "I-mode" означает также торговую марку и/или марку услуг, принадлежащую компании NTT DoCoMo. Многочисленные споры вызывает вопрос о том, что означает литера "i" в марке "i-mode".

Похоже на то, что буква "i" несет не больше информации, чем буква "k" в слове "Kodak". Нет единого понимания ее значения. В японском языке буквально сотни слов произносятся как "i", одно из этих слов - "любовь", и некоторые сотрудники DoCoMo действительно используют такое значение этого символа. Однако не имеет смысла тратить много времени на размышления по поводу значения буквы "i". Возможно, более осмысленно было бы рассматривать "i" не как букву, а как графический элемент. Английские слова часто используются в Японии в качестве графических элементов - вот почему часто можно видеть абсолютно безумные надписи на японских футболках и даже на рекламных щитах. Создатели технологии также расходятся в понимании ее названия. Как ориентир можно принять мнение одного из создателей i-mode, считающего, что "i" означает "information" или "internet". Также вызывает вопросы различное написание названия технологии - "i-mode" и "imode". Как же правильнее? В Соединенных Штатах компания DoCoMo зарегистрировала свою технологию под торговой маркой "i-mode". В Японии название этой технологии пишется многими совершенно различными способами. Иногда, например, это название пишется латинскими буквами, иногда - при помощи катаканы, иногда - как комбинация латинских букв и японской катаканы, а иногда на декоративных обозначениях используется просто буква "i" желтого цвета. На веб-сайте компании DoCoMo преимущественно используется написание "i-mode". Поэтому за пределами Японии правильнее, видимо, использовать именно такое написание. Технология i-mode стала беспрецедентно популярна в Японии (особенно это касается функций электронной почты и пересылки картинок).

С момента запуска этого сервиса в феврале 1999 года он ежедневно получал 50000-60000 новых пользователей! В настоящее время почти 50 миллионов японских абонентов ежедневно используют i-mode и аналогичные интернет-сервисы. А сегодня эта технологии широко внедряется и в других странах мира.

Сервисы и функциональность
Что же может получить пользователь службы i-mode? Фактически все, то есть весь спектр интернет-услуг.
I-mode предлагает:
  • банковские услуги через мобильное соединение,
  • приобретение билетов на концерты,
  • бронирование мест в транспорте,
  • обслуживание кредитных карточек,
  • торговлю ценными бумагами,
  • приобретение книг,
  • караоке,
  • игры,
  • путеводитель по ресторанам,
  • телефонный справочник и кулинарные рецепты и т.п.,
всего на данный момент насчитывается несколько тысяч служб. Очень популярными с внедрением технологии i-mode стали "мобильные покупки". Заключение сделок таким способом получило название "M-commerce" (мобильная коммерция). i-mode поддерживает следующие форматы: GIF (графические файлы), MIDI (инструментальные произведения), Macromedia Flash (интерактивная анимация), i-appli (основанная на Java технология разработки приложений).

По данным NTT DoCoMo, в портал i-mode включены несколько сотен компаний, предоставляющих всевозможные мобильные услуги в режиме реального времени. При этом пользователям доступны новости, прогноз погоды, финансовая информация, игры, а также просмотр более 10 тыс. других сайтов, число которых увеличивается буквально каждый день. Необходимо особо отметить и низкую стоимость сервисов. WAP не выдерживает в этом плане конкуренции ни по разнообразию, ни по стоимости услуг. В остальном i-mode не так уж далеко ушел от WAP: сервис включает в себя возможность просматривать новости, гороскоп, погоду, заказывать билеты и узнавать расписание различных транспортных средств. Имеется также путеводитель по ресторанам и прочим увеселительным заведениям, возможна загрузка мелодий, есть различные игры... Впрочем, несмотря на то, что сервис в первую очередь предназначен не для обеспечения досуга его пользователей, а для развития мобильной торговли в стране, уровень использования бизнес-приложений i-mode сильно уступает статистике использования развлекательных приложений - примерно 10% к 40% соответственно.

Все чаще корпорации используют i-mode для целей внутрикорпоративной работы, например, в Supply Chain Management (управление цепочками поставок, технология SCM). Однако наиболее популярными услугами являются электронная почта, банковские операции и... запросы расписания электропоездов.

Электронная почта

Как упоминалось выше, телефоны с поддержкой i-mode поддерживают функцию электронной почты, позволяющую отправлять сообщения как на другие i-mode устройства, так и на обычные компьютеры и PDA. И поскольку телефон i-mode подключен к сети постоянно, e-mail доходит до получателя немедленно и сразу же отображается на экране. Каждому пользователю японской сети i-mode автоматически выдается адрес электронной почты вида 090xxxxxxxx@docomo.ne.jp, где хххххххх - это номер абонента в сети. Услуга электронной почты в i-mode реализована по тому же принципу, что и любая веб-почта. Пользователь системы может отправлять и посылать сообщения с любого и на любой почтовый адрес в мире. Однако здесь есть некоторые ограничения. Например, подобно SMS-сообщению, длина почтового сообщения i-mode ограничена 500 символами латиницы. Если лимит превышен, сообщение обрезается системой, и пользователь получает урезанное послание вместе с предупреждением о том, что часть информации была утеряна.

Мобильные устройства с поддержкой i-mode в основной своей массе имеют монохромные дисплеи, однако пользователь может просматривать изображения в формате GIF, а некоторые телефоны и PDA умеют отображать анимированные GIF-изображения и поддерживают 256 цветов. Отправить по почте изображение (как и любой другой прикрепленный файл) нельзя, но можно послать адрес страницы, на которой картинка находится. В целях борьбы со спамом пользователь может отменить прием e-mail сообщений из интернет и/или с других устройств i-mode. Можно также установить режим автоматической отсылки сообщений через определенный период времени (максимум - на 3 месяца вперед) или организовать просмотр имеющегося электронного ящика с помощью телефона i-mode (правда, эта услуга предоставляется не всеми провайдерами и является платной).


i-appli

C января 2001 года компания NTT DoCoMo ввела для пользователей сети i-mode новую услугу: выполнение на телефонах специальных апплетов. Язык написания апплетов основан на Java и позволяет создавать такие динамичные приложения, как мониторинги курса акций или онлайновые игры. Эта услуга называется "i appli". Вот несколько примеров применения данной технологии:

  1. Автоматический запрос погоды на следующий день. Пользователь может даже задать правила установки будильника в соответствие с полученным прогнозом (например, при обильном снегопаде дорога до работы может занять значительно больше времени).
  2. Отображение курсов акций в реальном времени может дать бесценные преимущества игрокам на бирже.
  3. Получение карт местности.

Безопасность

Вопрос защиты данных, которыми оперируют пользователи системы, производя финансовые операции, встает весьма актуально, если учесть, что абоненты i-mode используют разнообразные бизнес-приложения, предлагаемые технологией i-mode, в частности, осуществляют мобильную коммерцию, работу с банковскими счетами и т.п. Система обеспечивает защиту соединения между мобильным устройством и базовой станцией, защиту частных сетей i-mode, защиту частной сети между i-mode-центром и специальными сервис-провайдерами (обслуживающими банковскую сеть, например), поддерживает парольную защиту. Кроме того, NTT DoCoMo заключила официальное соглашение с компаниями VeriSign и Baltimore Technologies о предоставлении японскому оператору сотовой связи технологии цифровых сертификатов. Сертификаты и частные ключи будут храниться в специальном центре выдачи сертификатов и позволят осуществлять аутентификацию абонентов и веб-сайтов, а также выполнять шифрование трафика при помощи 128-битного SSL.
Соответственно, благодаря применению данных технологий доступ через i-mode к сайтам, поддерживающим цифровые сертификаты, станет гораздо более защищенным. Компания NTT DoCoMo, в принципе, пока не испытывала серьезных проблем с безопасностью своей системы, но учитывая экстраординарный рост числа ее абонентов и специальных сайтов, ее обслуживающих, такая мера является весьма своевременной.


Интернет-страницы

I-mode использует язык cHTML (compact HTML, иногда называемый iHTML), который представляет собой подмножество обычного HTML. Однако в дополнение к тэгам HTML в данном языке существует несколько специальных тэгов, предназначенных только для i-mode (например, тэг для установления связи, который при нажатии производит соединение с телефонным номером, или другой специальный тэг, информирующий поисковые машины о том, что данная веб-страница сформирована для отображения в i-mode). Кроме того, существует набор специальных символов DoCoMo (символы в виде изображений = "emoji"), которые служат для символического обозначения в сообщениях эмоций и т.п. - радости, поцелуев, любви, грусти, а также символы горячей ванны, телефона, поезда, обведенные цифры и т.д. Существует довольно большое количество этих специальных не стандартизованных символов, и DoCoMo время от времени дополняет их новыми изображениями. В настоящее время объемы страниц i-mode составляют менее 5 килобайт, но для ускорения загрузки рекомендован размер страницы не более 3 килобайт.
Система i-mode позволяет также получить доступ к независимым (не включенным в каталог i-mode) сайтам: пользователь может просто ввести URL необходимого сайта, предлагающего cHTML-контент.


Технология

Компания DoCoMo сделала ставку на технологию пакетной коммутации, реализуемую как надстройка над действующей сетью цифровой радиосвязи PDC. Каналы голосовой связи делятся на фиксированные временные интервалы, в каждом из которых организуется подканал пакетной передачи данных. Скорость передачи данных - от 9,6 кбит/с. Абоненты постоянно подключены к базовой станции по какому-либо каналу пакетной передачи.

I-mode против WAP

Поскольку технология WAP (Wireless Application Protocol), как показала жизнь, получила менее чем теплый прием, не только со стороны пользователей, но и со стороны разработчиков (которые настаивали на формате WML, работающем универсально на любом беспроводном оборудовании), сторонники WAP восхваляют теперь технологию i-mode, убедительно показавшую, что реальный рынок для беспроводного интернета все же существует.

Бизнес-модель

Бизнес-модель, разработанная для режима i-mode, существенно отличается от обычных тарифных и биллинговых схем сотовой телефонии.

Во-первых, в японский оператор установил низкие базовые тарифы передачи сообщений: передача 250 символов стоит 4 цента, прием - 2 цента.
Во-вторых, поскольку режим i-mode работает с веб-страницами в формате сHTML, что значительно снижает объем трафика обмена за счет исключения обмена графической информацией.
В-третьих, микробраузеры, работающие в телефонах DoCoMo, используют максимально простые меню и удобные цепочки интерактивных команд. Благодаря этому ко многим веб-службам можно обратиться, нажав всего две-три кнопки.
DoCoMo применяет также новый способ биллинга для взаиморасчетов с контент-провайдерами. Служба i-mode работает для абонентов как общий веб-портал, через который абоненты выходят на конкретные веб-сайты. Каждый контент-провайдер лицензирует свой веб-сайт в DoCoMo, что автоматически означает:


  • включение этого сайта в меню i-mode;
  • установление согласованной стоимости услуги доступа абонентов к данному сайту;
  • согласие уплачивать DoCoMo определенные комиссионные за абонентское обслуживание.
При этой биллинговой модели абоненты оплачивают услуги связи пропорционально объему пакетного трафика (примерно 0,5-1 долл. за 10 Мбайт), а также месячный регистрационный взнос за право доступа к конкретному сайту. Например, многие контент-провайдеры взимают 0,1-1 долл./месяц с каждого абонента за доступ к своему сайту. Комиссионные DoCoMo составляют обычно 9% абонентской платы за доступ к сайту.

Мировая экспансия

Теперь бизнес-модель i-mode кажется вполне готовой для распространения по всему миру, особенно после создания опорного пункта в Европе (на базе Dutch KPN Telecom and Telecom Italia Mobile (TIM)). Цели DoCoMo вполне прозрачны: на основе своих новаторских бизнес-моделей перехватить у конкурентов огромные рыночные сегменты и как можно быстрее стать оператором транснациональных сотовых сетей. Кроме того, инвестиционные возможности для мировой экспансии у DoCoMo поистине огромны. Так, основав в январе 2001 года объединенный альянс с TIM и KPN, DoCoMo рассчитывает обеспечить себе всеевропейское присутствие - создавая исследовательские лаборатории как в Италии, так и в Голландии. Первыми европейскими странами, в которых DoCoMo представила свой сервис i-mode, стали Италия, Голландия, Германия и Бельгия.
И все же наибольшее распространение в первые годы новая технология получила в Азии (вторым в мире - сразу после Японии - местом широкого распространения сервиса i-mode стал Гонконг, с Hutchinson Whampoa). А в ноябре 2000 года компания NTT DoCoMo приобрела 20% акций компании KG Telecom на Тайване. Продолжая серию таких приобретений по всему миру, компания NTT DoCoMo купила 20% компании AT&T Wireless и основала там консультативную группу, чтобы помочь этой компании выйти на рынок Соединенных Штатов.


i-mode в России

МТС стала двенадцатым партнером NTT DoCoMo в мире, купившим права на использование i-mode. Согласно соглашению, компания может предоставлять услуги i-mode своим абонентам в России, Белоруссии, Узбекистане и Украине. Соглашение также предусматривает возможность добавления новых стран в этот список. Соглашение заключено на эксклюзивных условиях, в России права на сервис больше не получит ни один оператор. Пока на российском рынке не продается ни одного i-mode-телефона. Не поддерживают i-mode и телефоны, которые недавно стали выпускаться под маркой МТС. Представители МТС поясняют, что делают ставку на i-mode, поскольку «сегодняшнее развитие услуг на основе WAP не воспринимается абонентами».

Перспективы сети i-mode

Однако, несмотря на все свои преимущества, i-mode все еще страдает от главного недостатка сегодняшних сетей - слишком низкой скоростью. Большая часть нынешних сотовых телефонов принадлежат к так называемым первому и второму поколениям (1G и 2G). Аппараты первого поколения были аналоговыми, второе поколение использовали возможности цифровой связи со всем вытекающими из этого удобствами. Однако, опять же из-за низкой скорости передачи данных, они по большей части пригодны лишь для передачи голоса. Реалии современности требовали повышения соответствующих показателей, в связи с чем и был разработан стандарт 3G, или третье поколение технологий мобильной связи.




 
Copyright © Sokolov Nikolay 2005-2007